Заводы - они ведь как люди. Рождаются, набирают силу, дряхлеют и умирают. Вроде как естественный жизненный цикл. Если только, конечно, дряхлость эта и развал не вызваны искусственно, в угоду кому-то и наперекор здравому смыслу.
Вот был раньше в Красноярске такой завод - комбайновый. Увы, именно был. Потому что сегодня от него, по сути дела, остались только рожки да ножки. Да и то, судя по всему, производственные корпуса КЗК - те самые "ножко- и рожкохранилища" - в скором времени будут окончательно ликвидированы, а территория бывшего славного, но ставшего ненужным завода - гладко зачищена под строительство более важных для города объектов. К примеру, торговых и развлекательных.
А ведь как всё заманчиво начиналось и долгое время продолжалось. Достаточно вспомнить те годы, когда с конвейера многотысячным потоком сходили зерноуборочные и кормоуборочные "Енисеи". В то время на предприятии много и охотно рассуждали об экспансии за пределы края, о выходе на новые рынки ближнего и дальнего зарубежья, о создании по всей России и в странах СНГ сборочных производств, дилерских и сервисных центров. Тогда выпускались пухлые многокрасочные буклеты, в которых рассказывалось о том, как "Енисеи" пройдут победным уборочным маршем чуть ли не по всему свету - от арабских стран до Китая. А после завершения каждой уборочной кампании на комбайновом заводе собирали большие совещания, где конструкторы и технологи выслушивали жалобы и пожелания комбайнёров и ремонтников из хозяйств. А затем награждали лучших из них.
Помнится, тогда рекламщики комбайнового завода учинили беспрецедентную акцию, которая по итогам года была признана лучшей среди предприятий сельхозмашиностроения страны. А именно: красноярские "Енисеи" прошли зигзагом по России аж целых 5 тысяч километров! И чуть ли не с каждой крупной стоянки по пути следования звучали мажорные реляции об открытии тех самых сборочных производств из заводских комплектующих, о создании различных центров и складов с агрегатами и запчастями. И верилось вовсю, что вот-вот "Енисей" станет самым эффективным и востребованным комбайном в России и в соседних странах.
Однако рекламный марш-бросок по отечественным нивам, увы, завершился пшиком. Разве что заводские пиарщики премию получили. А вот сам завод стал, пожалуй, ещё сильнее валиться на бок. Никакой экспансии в ближнее и дальнее зарубежье не вышло. Более того, позиции красноярских комбайностроителей резко пошатнулись даже и в самом крае. Продукцию КЗК начали активно и резво вытеснять с красноярского рынка те же "Доны" и "Полесье" в их различных модификациях. А те хозяйства, что побогаче, и вовсе принялись закупать комбайны "Клаас", "Джон Дир" и технику прочих флагманов мирового сельхозмашиностроения.
А "Енисеи" покупали в основном те, кто победнее, да у кого урожайность поскромнее. Но и в этих хозяйствах постоянно жаловались на низкое качество этих комбайнов: от качества металла до качества сборки. Мол, не успеет "Енисей" из Красноярска до пригородного хозяйства своим ходом добраться, как его уже чинить надо.
Да потом завод ещё и на сторону продали, назвав это приходом нового солидного собственника. И постоянно говорили о предстоящем мощном притоке инвестиций. КЗК же тем временем загибался всё сильнее. Краевая власть опять же не дремала и даже проводила на заводе совещания по подъёму красноярского машиностроения вообще и сельскохозяйственного в частности. Разрабатывались программы господдержки, заводу обещали льготы, уповали на действенность лизинга. Однако и эта показательная кампания, как выяснилось, мало чем отличалась от шикарного рекламного комбайнового "чёса" по стране.
Опытные и здравомыслящие люди понимали, чем всё это в итоге закончится. К примеру, директор ЗАО "Солгонское", депутат Законодательного Собрания края Борис Мельниченко ещё несколько лет назад на очередной рекламной заводской акции предлагал наладить на КЗК производство широкого шлейфа прицепного оборудования, а также разной другой техники, необходимой в хозяйствах. Однако слушать его не стали.
Итог многолетней кампании по спасению КЗК известен. Завод практически дышит на ладан. В нищих хозяйствах края, у которых нет денег на покупку более современной и надёжной техники, ещё доживают свой век латаные-перелатаные "Енисеи", возрастом по 15-20, а то и более лет. А сельхозпредприятия с нормальной экономикой всё более охотно и массово закупают комбайны из братской Украины и ещё более братской Белоруссии. И президент Белоруссии Александр Лукашенко уже с привычной сноровкой кроет в хвост и гриву красноярские "Енисеи" на встречах с журналистами из региональных изданий России. И, соответственно, настоятельно рекомендует российским хлеборобам пересаживаться на гомельские комбайны "Полесье".
Такая вот экспансия шиворот-навыворот на КЗК вышла. Что называется, доспасали завод. Интересно, кого дальше господдерживать будем? По материалам krasrab.com
|