Общие технические характеристики тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 часть 1 Важнейшим условием успешной реализации Продовольственной программы, одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, является дальнейшее развитие материально-технической базы сельского хозяйства. Ведущая роль в механизации сельскохозяйственного производства принадлежит тракторам, и в первую очередь колесным универсально-пропашным. До 1990 г. предусмотрено поставить сельскому хозяйству 3740...3780 тыс. тракторов. Наряду с этим ставится задача — обеспечить выпуск новых и модернизированных энергонасыщенных машин, приступить к производству универсально-пропашных тракторов мощностью 110,4 кВт (150 л. с.). Универсально-пропашные колесные тракторы «Беларусь» наиболее массовые в нашей стране. Их выпуск начат Минским тракторным заводом в 1953 г. с модели МТЗ-2 мощностью 27,3 кВт (37 л. е.), затем выпускались тракторы МТЗ-5 и МТЗ-7 мощностью 33,1 кВт (45 л. е.), а с 1963 г.-МТЗ-50 и МТЗ-52 мощностью 36,8 кВт (50 л. е.). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 выпускаются с 1974 г. В десятой пятилетке завод полностью завершил переход на выпуск энергонасыщенных тракторов мощностью 59 кВт (80 л. с.). В основном тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 применяются при возделывании и уборке пропашных (кукуруза, картофель, сахарная свекла, подсолнечник) и других сельскохозяйственных культур. Другая область применения этих тракторов - трудоемкие работы общего назначения (пахота, сплошная культивация, сев и др.). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82, обладающие высокими скоростными данными (до 35 км/ч) и оснащенные пневматической системой для торможения прицепов и светосигнальной аппаратурой, выполняют значительные по объему транспортные работы, успешно конкурируя, особенно в тяжелых дорожных условиях, с грузовыми автомобилями. Приспособлены эти тракторы и для выполнения погрузочно- разгрузочных, дорожно-строительных и других специальных работ. Повышенные тягово-сцепные качества и проходимость трактора МТЗ-82, оборудованного приводом на передние и задние колеса и полностью сохраняющего агротехнические показатели и агрегатируемость базовой модели, еще более расширяют универсальность его использования и увеличивают занятость в сельскохозяйственном производстве, так как позволяют применять его в трудных почвенных и погодных условиях как на полевых, так и на транспортных работах.
Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» широко известны в нашей стране и за рубежом. Они поставляются во все почвенно-климатические зоны Советского Союза и экспортируются более чем в 70 стран мира. Убедительным подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов семейства «Беларусь» является и тот факт, что все основные модели удостоены государственного Знака качества, а на различных международных выставках и ярмарках тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82 присуждено шесть золотых медалей. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ МТЗ-80 И МТЗ-82 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 выполнены по обычной, так называемой классической схеме (с задними колесами большего размера, чем передние) и имеют полурамную конструкцию остова. На тракторы устанавливается дизель (дизельный двигатель) Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от карбюраторного пускового двигателя (тракторы с двигателями Д-240Л соответственно маркируются MT3-80JI и MT3-82J1). Дизель с непосредственным впрыском топлива и объемно-пленочным смесеобразованием в камере сгорания, расположенной в поршне, развивает мощность 59 кВт (80 л. с.) при частоте вращения 2200 об. мин и удельном расходе топлива 238 г/кВт - ч (185 г/э.л.с. ч). Основной и пусковой двигатели включают в работу непосредственно из кабины, при включенной коробке передач предусмотрена блокировка запуска дизеля. Для облегчения пуска в условиях низких температур всасывающий коллектор дизеля оборудован электрофакельным подогревателем. Трансмиссия обеспечивает расширенный и рациональный ряд скоростей: восемнадцать передач переднего хода и четыре — заднего. Это дает возможность эффективно загрузить двигатель на различных видах работ, используя повышенные рабочие скорости (9...15 км/ч), а также в диапазоне транспортных передач (18...35 к-м/ч). Ходоуменьшитель, который при необходимости устанавливают на коробку передач, позволяет получить пониженные технологические скорости для специальных работ (0,27...0,6 км/ч). Сцепление снабжено демпферными резиновыми элементами — гасителями крутильных колебаний коленчатого вала дизеля. На валу сцепления установлен тормозок, который останавливает вал в конце выключения сцепления и тем самым способствует облегченному переключению и безударному введению в зацепление шестерен коробки передач. Дифференциал заднего моста блокируется автоматически и принудительно фрикционной муфтой с гидравлическим приводом, связанным с гидроусилителем рулевого управления. Задний вал отбора мощности имеет независимый (двухскоростной) и синхронный приводы. Боковой вал отбора мощности также имеет две передачи. С целью обеспечения устойчивости и управляемости трактора, а также повышения эффективности переднего ведущего моста при навеске машин, разгружающих передние колеса, на кронштейн переднего бруса устанавливают комплект легкосьемных балластных грузов. Предусмотрена также балластировка и задних колес. Для повышения тягово-сцепных качеств и проходимости в тяжелых почвенных условиях предусмотрена установка резинометаллического полугусеничного хода, а также приставок для спаривания задних ведущих колес. Раздельно-агрегатная гидравлическая система обеспечивает высотный и дополнительно силовой и позиционные способы регулирования положения навесных почвообрабатывающих машин относительно трактора. Силовое и позиционное регулирование — автоматическое, на основе встроенных в механизм навески трактора датчиков, которые реагируют на изменения тягового сопротивления и положения орудия. Универсальность способов регулирования повышает качество обработки почвы (равномерное! ь глубины пахоты), способствует повышению производительности и дает возможность применять машины без опорных колес. С навесными почвообрабатывающими машинами, имеющими опорные колеса, можно использовать гидросистему, что позволит перераспределить на задние ведущие колеса трактора силы, действующие на навешенную машину и ее рабочие органы, с целью повышения сцепных качеств. Для удержания навесных машин в верхнем положении при транспортных переездах навесное устройство трактора снабжено механическим фиксатором поворотного рычага навесной системы. Управляют механизмом фиксации из кабины. Навесное устройство трактора укомплектовано автоматической сцепкой, при помощи которой можно, не выходя из кабины, присоединить к трактору агрегатируемую машину с подобной сцепкой. Чтобы повысить эффективность на транспортных работах, тракторы оборудованы буксирным устройством с универсальной пневматической системой, обеспечивающей приводы тормозов большегрузных транспортных прицепов и других машин. Для работы с одноосными прицепами на тракторе имеется гидрофицированный Прицепной крюк. Пневматическую систему трактора можно использовать для накачивания шин и других целей. Кабина трактора установлена на резиновых амортизаторах и не связана жестко с остовом трактора, что снижает уровни вибрации и шума. Двери и стенки кабины обиты теплошумоизоляционными материалами. Обогревается кабина отопителем, который отбирает тепло от водяной системы двигателя. В условиях запыленности и в жару в кабину подается предварительно очищенный, охлажденный и увлажненный воздух. Естественная вентиляция кабины осуществляется через открывающиеся крышу и заднее окно. Для очистки переднего ветрового стекла, кроме стеклоочистителя, предусмотрен электрический стеклоомыватель. Одноместное сиденье тракториста снабжено торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Положение и жесткость сиденья регулируются в зависимости от массы и роста тракториста. Положение рулевого колеса также может быть изменено для удобства управления и входа в кабину. Жесткость каркаса кабины соответствует требованиям безопасности при аварийном опрокидывании трактора. Предусмотрены также ремни безопасности, которые крепятся к сиденью. Форма облицовки кабины и в целом трактора рационально увязана с удобством обслуживания и условиями труда. Передний ведущий мост трактора МТЗ-82 и не ведущий мост трактора МТЗ-80 — портального типа (балка не соосна с колесами). Благодаря этому обеспечивается необходимый для междурядной обработки высокостебельных пропашных культур агротехнический просвет. Передний мост установлен в проеме переднего бруса полурамы. Кожухи полуосей колесных редукторов соединены с рукавами переднего моста телескопически. Это позволяет бесступенчато регулировать колею передних ведущих колес в тех же пределах, что и задних. Дифференциал переднег о моста самоблокирующийся. Его блокировка срабатывает автоматически при включении переднего моста. Передний ведущий мост приводится в действие от коробки передач через раздаточную коробку и карданную передачу с промежуточной опорой. Механизм управления работой переднего ведущего моста позволяет задавать раздаточной коробке режимы автоматического и принудительного включения, а также полностью отключать передний мост (например, на транспортных работах для снижения расхода топлива и износа шин). В привод переднего моста введена фрикционная предохранительная муфта, которая монтируется в промежуточной опоре карданной передачи. Она предотвращает поломки привода в случаях кратковременных перегрузок переднего моста. Места навески и креплений агрегатируемых машин и орудий у тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 одинаковые. Улучшенные тягово-сцепныс качества и проходимость трактора МТЗ-82 повышают его эффективность, расширяют универсальность и увеличивают занятость, так как позволяют применять пропашной трактор в трудных почвенных и погодных условиях как на полевых, так и на транспортных работах. Благодаря применению прогрессивных решений в конструкции узлов и механизмов на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 значительно снижена трудоемкость технических обслуживании, сокращено число точек смазки, увеличено большинство межрегулировочных сроков, часть регулировок упрощена и проводится только после выработки моторесурса (при ремонтах). Многие операции по обслуживанию и управлению облегчены и автоматизированы.
АГРЕГАТИРОВАНИЕ ТРАКТОРА С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ МАШИНАМИ По способу присоединения и взаимодействия с трактором в транспортном и рабочем положении различают три основных типа сельскохозяйственных машин и орудий: навесные, полунавесные и прицепные. Навесные —это машины, вес которых в транспортном положении полностью распределяется на колеса трактора. Большинство машин этого типа соединяют с трактором при помощи механизма задней навески (плуги, культиваторы, сеялки). Некоторые машины навешивают в передней части трактора (подкормщик-опрыскиватель, бульдозер, рассадопосадочная машина). Полунавесные — это машины, у которых в транспортном положении распределяется лишь часть веса на колеса трактора, остальное — на колеса машины. Большинство полунавесных машин присоединяют к шарнирам продольных тяг или к поперечине прицепного устройства механизма задней навески трактора (картофелеуборочные комбайны, корнеуборочные машины, льнокомбайны, льнотеребилки). Часть полунавесных машин присоединяют к прицепному устройству и остову трактора (двухбрусные косилки, косилки-измельчители), одноосные транспортные прицепы и разбрасыватели удобрений —к гидрофицированному прицепному крюку трактора. Прицепные — это машины, вес которых в транспортном и рабочем положениях распределяется полностью не на колеса трактора, а на собственные колеса. Их присоединяют к поперечине прицепного устройства механизма задней навески трактора (кукурузоуборочные и силосоуборочные комбайны, пресс-подборщики, зерновые сеялки, паровые культиваторы) либо сцепляют с буксирным устройством трактора (транспортные двухосные прицепы). В зависимости от вида выполняемых работ и типа агрегатируемых машин на тракторе устанавливают необходимую колею передних и задних колес, регулируют давление воздуха в шинах, а также выбирают рабочую и транспортную скорости агрегата и соответствующую передачу. Работа с навесными плугами. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 агрегатируются трехкорпусными навесными плугами ПН-3-35Б «Универсал», ПЛН-3-35, ПКС-3-35, ПКУ-3-35. Все корпуса плуга в работе должны идти на одинаковой глубине. Это достигается регулировкой длины центральной тяги и правого раскоса. Длина левого раскоса должна оставаться постоянной —515 мм (между осями верхнего шарнира и отверстия под болт в вилке раскоса). При работе с плугом раскосы соединяют с продольными тягами через отверстие под болт в нижней вилке раскоса. Показатель нормального хода плуга — горизонтальное положение его рамы. Если рама плуга наклонена вперед по ходу трактора и передний корпус пашет глубже заднего, то необходимо удлинить центральную тягу; если глубже пашет задний корпус, центральную тягу нужно укоротить. Следует иметь в виду, что в большинстве случаев при проходе первой борозды не удается ПОЛУЧИТЬ нормальную глубину пахоты, так как первый корпус не в состоянии отваливать в сторону пласт почвы. Поэтому при проходе первой борозды первый корпус пускают на половину глубины пахоты, а последний —на полную глубину. Для этого укорачивают правый раскос, чтобы плуг имел небольшой наклон. Длину правого раскоса окончательно подбирают на первых трех проходах. Эта длина должна быть такой, чтобы рама плуга не имела поперечного наклона и все корпуса обрабатывали почву на одинаковую глубину. Трактор с навесным плугом работает устойчиво, если середина ширины захвата плуга совпадает с продольной осью трактора. Если середина ширины захвата смещена вправо от продольной оси трактора, то он стремится выйти из борозды вправо, если смещена влево, то трактор уводит в левую сторону. Ширина захвата плугов ПН-3-35, ПЛН-3-35 регулируют перемещением оси подвеса на плуге в горизонтальной плоскости. Для увеличения ширины захвата левую часть оси подвеса нужно подвинуть вперед по ходу трактора, а для уменьшения — назад. Ограничивать ширину захвата стяжками механизма навески нельзя, так как это неизбежно вызовет их разрывы. Стяжки при пахоте должны свободно провисать и ограничивать поперечные колебания плуга в рабочем положении в пределах не более 125 мм в каждую сторону. На пахоте колеса правой стороны трактора перемещаются в борозде, а левой —по невспаханной части поля. Поэтому трактор движется с наклоном и на правые бороздовые колеса распределяется большая часть веса трактора. Это увеличивает сцепные возможности колес правого борта. Кроме того, бороздовые колеса движутся по уплотненной после прохода плуга почве и благодаря этому также имеют лучшие сцепные возможности по сравнению с полевыми колесами. В результате левые ведущие колеса буксуют больше, чем правые. Чтобы избежать этого, нужно блокировать дифференциалы ведущих колес. На почвах с повышенной плотностью рекомендуется задние колеса балансировать: на правое бороздовое колесо устанавливать четыре груза, а на левое полевое — восемь. Можно также заливать воду или специальный раствор в шины ведущих колес. Если этого недостаточно, то трехкорпусные плуги ПН-3-35 «Универсал» или ПЛН-3-35 можно при необходимости переоборудовать, оставив только для корпуса. Плуги ПКС-3-35 и ПКУ-3-35 предназначены для каменистых почв, они имеют увеличенную высоту стойки, т. е. центральная тяга механизма навески наклонена под большим углом. Поэтому для предотвращения деформации заливной горловины топливного бака при подъеме плуга в транспортное положение необходимо ограничить с помощью упора клапана гидромеханического регулирования ход штока цилиндра гидравлической системы до 150 мм вместо 200 мм. Ширину захвата плугов ПКС-3-35 и ПКУ-3-35 увеличивают установкой левой цапфы оси подвеса в переднее отверстие кронштейна понизителя, а правой —в заднее; уменьшение захвата — установкой левой цапфы в заднем, а правой —в переднем отверстии. Работа с навесными сеялками и культиваторами. На посеве, особенно пропашных культур, необходимо обеспечивать строгую прямолинейность хода агрегата и требуемую ширину междурядий, в том числе стыковых. Прямолинейность высева и точность размеров междурядий при последующих культивациях в значительной мере определяют качество междурядной обработки, повреждаемость растений рабочими органами культиватора и конечный результат—урожайность. Поэтому, приступая к севу или междурядной обработке, нужно тщательно отрегулировать рулевое управление, блокировку дифференциала заднего моста, от исправной работы которых во многом зависит прямолинейность движения трактора. Нужно также установить давление воздуха в шинах согласно рекомендуемым нормам, чтобы оно было строго одинаковым для шин правой и левой стороны. Установка передних балластных грузов при работе с тяжелыми сеялками ССТ-12 и культиваторами КРН-5,6 также способствует лучшей прямолинейности хода. Следует учитывать, что прямолинейность движения трактора МТЗ-82 по сравнению с трактором МТЗ-80 на посеве и междурядных обработках повышается за счет тяговых усилий передних направляющих колес и самоблокирующегося дифференциала переднего моста. Сошники сеялки и рабочие органы культиватора должны быть выставлены так, чтобы вертикальная плоскость симметрии машины совпадала с продольной осью трактора. Раскосы механизма навески устанавливают на одинаковую длину и подсоединяют к продольным тягам через пазы-прорези нижних вилок раскосов для обеспечения копирования рабочими органами машины рельефа поля. Чтобы предотвратить смещения сеялки и культиватора в поперечной плоскости и повреждения растений при междурядной обработке, продольные тяги блокируют максимально возможным укорочением длины блокировочных цепей механизма навески. При этом регулировочные болты, ограничивающие подъем навесного устройства, должны быть ввернуты в свои кронштейны до отказа, чтобы при подъеме сеялки или культиватора в транспортное положение головки болтов не упирались в корпус заднего моста, что может привести к разрыву блокировочных цепей. На междурядной обработке культиватор должен идти по следу хода колеса сеялки. При этом трактор нужно вести так, чтобы рабочие органы крайних секций культиватора шли по стыковым междурядьям, обрабатывая половину их ширины. На посеве и междурядной обработке рекомендуется снимать крылья передних колес, чтобы лучше следить за прямолинейностью движения направляющих колес и их вписываемостью в междурядья. На последних культивациях высокостебельных пропашных культур (кукурузы, подсолнечника, картофеля) для предупреждения повреждаемости обрабатываемых растений снимают нижнюю ступеньку подножки кабины трактора. Скорость движения трактора, особенно на первых междурядных культивациях, должна быть такой, чтобы взрыхленная почва не присыпала обрабатываемые растения. В связи с тем, что скорости на междурядных культивациях ограничены агротехническими требованиями и глубина обработки почвы незначительна, мощность дизеля при этом используется не полностью. В таких условиях целесообразно включать более высокие рабочие передачи, а допустимую агротехническую скорость движения получать снижением частоты впашения коленчатого вала дизеля за счет уменьшения подачи топлива. Это дает экономию погектарного расхода топлива. Периодически нужно проверять состояние рабочих органов культиваторов, очищать их от растений, лапы и бритвы должны быть хорошо заточены. Это улучшит качество обработки и позволит повысить скорость движения. Нельзя допускать переезды трактора с сеялками и культиваторами, заправленными соответственно семенами или удобрениями. Перед транспортировкой подножную доску сеялки нужно поднять и зафиксировать в транспортном положении. Сплошную культивацию на предпосевной подготовке почвы рекомендуется вести на максимально возможных скоростях, чтобы использовать полностью мощность дизеля. Это не только повысит производительность, но и будет способствовать лучшему подрезанию и уничтожению сорняков. Работа с машинами с приводом от заднего ВОМ. До присоединения машины к трактору проверяют исправность работы ВОМ и при необходимости проводят его регулировки. Если для привода машины требуется частота вращения 1000 об/мин, устанавливают сменный хвостовик с 21 шлицем, если требуется частота вращения 545 об/мин, устанавливают хвостовик с 8 шлицами. После этого переключают ВОМ на требуемую частоту вращения с помощью поводка, расположенного на нижней стенке корпуса сцепления. Перед соединением карданной передачи машины с хвостовиком ВОМ нужно смазать солидолом телескопическое соединение карданных шарниров, убедиться, что вилки находятся в одной плоскости. Это улучшает динамическую уравновешенность передачи и снижает передаваемые нагрузки. Если плоскости вилок не совпадают, то нужно отъединить шлицевую втулку и, повернув ее на несколько шлицев, добиться совпадения плоскостей вилок с обоих концов вала. Затем прикрепляют защитный кожух карданной передачи к фланцу ВОМ. После установки карданной передачи проверяют телескопическое соединение на отсутствие упоров и размыканий в крайних положениях машины относительно трактора. Минимальное перекрытие телескопического соединения в исходном положении должно составлять 110 мм, иначе возможно размыкание передачи. Длина пружины предохранительного устройства привода машины должна быть отрегулирована так, чтобы при перегрузках ее кулачковые муфты проворачивались одна относительно другой. Чрезмерная затяжка пружины приводит к несрабатыванию предохранительного устройства и перегрузкам привода машины и ВОМ. Включать и выключать ВОМ нужно плавно, без рывков, на малой частоте вращения дизеля. Перед запуском машины проверяют ее работу вхолостую на малой и максимальной частоте вращения дизеля. Перед подъемом навесной машины в транспортное положение в конце гона для разворота на поворотной полосе, а также перед поворотом прицепной машины ВОМ нужно выключать. После расцепки машины с трактором нельзя оставлять на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи. При работе с навесными и полунавесными машинами необходимо ограничивать их поперечные колебания, для чего нужно сблокировать продольные тяги механизма навески ограничительными цепями, отрегулировав длину цепей так, чтобы их стяжки не задевали защитный кожух карданной передачи. При подъеме машины в транспортное положение нужно обеспечить между карданной передачей и поперечиной прицепного устройства зазор не менее 70 мм. Если значение зазора недостаточно, его можно увеличить, ограничив высоту подъема продольных тяг и машины при помощи упора и гидромеханического клапана регулирования хода поршня основного цилиндра. При работе с прицепными машинами нужно выполнять следующие рекомендации. Поперечина прицепного устройства механизма навески должна быть установлена на расстоянии 250 мм по вертикали от оси ВОМ (примерно 400 мм от грунта), продольные тяги должны быть жестко заблокированы ограничительными цепями. При переездах с одного поля на другое, особенно по пересеченной местности, нужно снять карданную передачу с хвостовика ВОМ, чтобы избежать поломок из-за возможного упора карданной передачи в поперечину прицепного устройства. С этой же целью необходимо исключить возможность случайного включения основного цилиндра механизма навески и как следствие подъема поперечины прицепного устройства, для чего нужно максимально приблизить подвижной упор цилиндра к клапану гидромеханического регулирования хода поршня. Тогда при случайном включении рукоятки цилиндра подъем поперечины прицепного устройства будет исключен. Этого же можно добиться, отключив насос гидросистемы, что можно делать, когда агрегатируемая машина не гидрофицирована, т. е. не использует выводы гидросистемы трактора. При работе с ротационными машинами: пропашной фрезой ФПУ-4,2, фрезерными культиваторами КФ-5,4, КГФ-2,8, садовой фрезой ФП-2, бороздоделом БН-300 — необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации для предотвращения поломок ВОМ и самой машины. Включать ВОМ для привода ротационных органов машины нужно при ее опускании из транспортного положения в рабочее, а не после того как ротационные органы машины опущены на почву. Выключать ВОМ для остановки машины рекомендуется после того, как вращающиеся ротационные органы машины выглублены из почвы. Опускать и поднимать машину при движении трактора нужно плавно, без рывков. Включать (или выключать) ВОМ для привода ротационных органов рекомендуется на определенной высоте от почвы: не более 20 см для ФПУ-4,2 и ФП-2, для КФГ-2,8 — не более 30 и КФ-5,4 — не более 40 см. Для бороздодела БН-300 включать ВОМ нужно после того, как его нож опущен на почву (при этом метатели не должны касаться грунта), а переводить бороздодел в транспортное положение (в конце гона) нужно после того, как ВОМ выключен. На твердых почвах с большим удельным сопротивлением предварительно обрабатывают поперечные полосы для разворотов трактора с поднятой в транспортное положение машиной при последующей продольной обработке участка. Необходимо ежедневно проверять исправность работы предохранительных устройств привода ротационных органов машины. Соединение со сложными машинами. Перед навеской стогометателя СНУ-0,5, фронтального погрузчика ПФ-0,5; копновоза КУН-Ю, рассадопосадочной машины СКН-6А, подкормщика-опрыскиваТёля ПОУ, полунавесных косилок КПД4 и КИК-1,4 необходимо снять с трактора ресивер пневматической системы, предохранив соответствующие отверстия ресивера, трубок и шлангов от загрязнения. При работе с указанными машинами приходится часто пользоваться сцеплением, поэтому в этот период необходимо особенно тщательно следить за его состоянием. Перед навеской машин ПФ-0,5, СНУ-0,5, КУН-Ю нужно тщательно проверить затяжку болтов крепления переднего бруса полурамы к лонжеронам, лап лонжеронов к корпусу сцепления, корпуса сцепления к корпусу коробки передач. Между полурамой трактора и рамами этих машин необходимо установить переходники или кронштейны. Перед установкой машин СКН-6А, ПОУ, волокуши ВУ-400, бульдозера БН-1Б нужно вывернуть третью (считая спереди) пару болтов крепления лонжеронов к переднему брусу трактора с каждой стороны. В эти места устанавливаются кронштейны машин. При навешивании гидромаркеров МГ-1 выворачивают только верхний болт с каждой стороны. Для закрепления кронштейнов вместо установленных на тракторе болтов М16Х55 ставят специальные, которые входят в комплект машины. При навешивании рассадопосадочной машины СКН-6А стойки крепления баков машины монтируют на крайних отверстиях горизонтальных площадок кронштейнов, устанавливаемых на лонжеронах трактора. Эжектор вакуумного заправочного устройства гирбицидно-аммиачных, рассадопосадочных и дождевальных машин устанавливается на переходник выхлопного коллектора дизеля. При установке машин СКН-6А и КУН-Ю выпускную трубу дизеля поворачивают на 180°. После навески необходимо убедиться в наличии зазора между правым шпрингелем копновоза КУ-10 и глушителем. Перед навеской подкормщика ПОУ с трактора снимается глушитель выпускной трубы дизеля вместе с переходником. К выпускному коллектору дизеля присоединяют повернутый вперед по ходу трактора специальный переходник, которым комплектуется подкормщик ПОУ. К этому переходнику крепится тракторный переходник, на который ставится эжектор. На последний ставят глушитель выпускной трубы дизеля; при этом камера смешивания эжектора с тройником должна быть повернута назад по ходу трактора. Пульты управления машин ПОУ, ОП450 с вакуумным устройством устанавливают на правом крыле заднего колеса трактора напротив бокового окна кабины трактора. Для возможности управления пультами из кабины нужно снять стекло окна, а по окончании работ установить стекло на место. Пульт управления машин ОШУ-50 (с отсечным клапаном) устанавливают на полу кабины трактора справа от сиденья. При навешивании копновоза КУН-Ю для исключения упирания деталей машины в передние фары трактора нужно запомнить следующее. Снять передние фары вместе с кронштейнами с трактора, отсоединить провода от соединительной панели (клеммника), закрепленной на кожухе вентилятора дизеля, и вытянуть их наружу. Закрепить фары с кронштейнами на панелях копновоза, где приварены специальные крон штейны, а провода вновь соединить с клеммником. Для агрегатирования с волокушей ВУ-400 необходимо снять с трактора левую переднюю фару с кронштейном, отъединив предварительно провода от фары. Тракторный кронштейн фары заменяют укороченным кронштейном, который входит в комплект машины. Подсоединяют провод к фаре и закрепляют укороченный кронштейн с фарой на кронштейне навески волокуши. Когда навешивают гидромаркеры МГ-1, передние фары устанавливают в верхнее положение (над передним брусом). Работая с фронтальными погрузчиками ПФ-0,5, СНУ-0,5, копновозом КУН-Ю, использующими только переднюю платформу, для обеспечения устойчивости нужно обязательно применять противовес — заполненный балластом ковш, навешиваемый на механизм задней навески трактора. Работа с гидрофицированными машинами. Фронтальные погрузчики ПФ-0,5, СНУ-0,5; самосвальные прицепы 2ПТС-4 и 2ПТС-6 требуют повышенного отбора масла от гидросистемы трактора (от 6 л до 12 л). Это ухудшает условия работы гидросистемы трактора. Поэтому при работе с такими машинами нужно не допускать длительной выдержки платформы погрузчика или прицепа в поднятом положении и опускать рабочие органы машины сразу же после выполнения рабочей операции (подъема груза, разгрузки самосвальной платформы). При работе с гидрофицированными машинами нужно ежесменно проверять уровень масла в гидросистеме трактора. Масло рекомендуется доливать в корпус гидроагрегатов до метки С на масломерной линейке при опущенных рабочих органах машины. Если же заливать масло в поднятом положении рабочих органов, то это приведет при их опускании к вытеснению из цилиндров машины масла и его перетеканию через предохранительный клапан наружу. Льнокомбайны ЖВ-4Т, Ж-4Т, разбрасыватели минеральных удобрений 1 РМГ-4 оборудуются гидроприводом с постоянной циркуляцией масла. В магистралях, соединяющих гидросистемы этих машин с боковыми выводами гидросистемы трактора, должны устанавливаться специальные маслопроводы, прикладываемые к машине. Применение в этих магистралях маслопроводов меньшего диаметра недопустимо, так как это вызовет перегрев масла и преждевременный выход из строя насоса. При работе с гидрофицированными машинами, требующими минимального противодавления масла в сливной магистрали, следует сливную магистраль машины присоединить к отверстию заливной горловины корпуса гидроагрегатов трактора. Во время остановок трактора при работающем дизеле рукоятка распределителя гидросистемы, управляющая боковыми выводами, должна быть установлена в положение «нейтральное» или «плавающее», тогда гидросистема агрегатируемой машины окажется разгруженной от высокого давления. Соединение с полунавесными машинами. Картофелеуборочные комбайны ККУ-2, ККУ-2М, ККУ-2МГ, картофелекопатели-валкоукладчики УВК-2, копатели корнеплодов ККГ-1,4; картофелесажалки СКС4 и САЯ4 и некоторые другие машины присоединяют к шарнирам продольных тяг механизма задней навески трактора при помощи специальной поперечной балки, которая имеется в комплексе машины. Раскосы механизма задней навески соединяют с продольными тягами только через прорези-пазы нижней вилки раскоса. При подъеме машины в транспортное положение нужно убедиться, что зазор между карданной передачей машины и поперечной балкой составляет не менее 70 мм и при необходимости отрегулировать его, ограничив подъем продольных тяг механизма навески. Соединение с прицепами и разбрасывателями удобрений. Одноосный прицеп 1ПТУ-4, одноосные прицепы-разбрасыватели удобрений РОУ-5, 1РМГ-4, РЖТ-4 соединяют гидрофицированным прицепным крюком. Соединение их с вилкой прицепного устройства механизма навески не допускается, так как при этом чрезмерно разгружаются передние колеса, что снижает "устойчивость трактора, ухудшает его управляемость и проходимость. Кроме того, при такой сцепке перегружаются и быстро выходят из строя прицепная вилка и поперечина прицепного устройства. Двухосные прицепы 2ПТС-4, 2ПТС-6 соединяют с трактором при помощи буксирного устройства с автоматом сцепки. Прицепы 2ПТС4-785А, 2ПТС4-887Б, 2ПТС4-887Г имеют вращающуюся сцепную петлю. При их соединении с буксирным устройством петлю прицепа необходимо стопорить от проворачивания. Не рекомендуется сцеплять прицепы с вилкой прицепного устройства, так как оно не рассчитано для работы на высоких скоростях, вызывающих повышенные динамические нагрузки в сцепке. К вилке прицепного устройства присоединяют прицепные машины, допускаемая скорость которых не превышает в полевых условиях 15 км/ч. Вилка должна быть закреплена на поперечине прицепного устройства двумя штырями. Работать с вилкой, закрепленной одним штырем, запрещается. Перед началом работы нужно убедиться, что штыри и шкворень вилки прицепного устройства правильно установлены и надежно зашплинтованы. Скорости движения трактора в агрегате с транспортными прицепами выбирают в зависимости от дорожных условий. Следует учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых, заснеженных, размокших) принудительное включение переднего моста на тракторе МТЗ-82 позволяет повышать скорость движения. Дело в том, что принудительное включение раздаточной коробки блокирует межосевой привод, поэтому при торможении задних колес тормозные моменты передаются и на передние колеса. Торможение же всеми колесами уменьшает тормозные пути, вероятность и величину заносов на скользких дорогах. В результате повышается безопасность движения, что и позволяет работать на больших скоростях. На сухих дорогах передний мост нужно отключать. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ Четкое выполнение правил управления трактором и его обслуживания, строгое соблюдение мер предосторожности обеспечивают полную безопасность работы на тракторе. К работе на тракторе допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления трактором и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все операции, связанные с техническим обслуживанием, устранением неисправностей трактора, можно выполнять только при выключенном дизеле и заторможенных колесах. Перед началом работы следует тщательно осмотреть трактор и агрегатируемые с ним машины, убедиться в их исправности. Перед запуском дизеля нужно установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение; перед троганием с места следует убедиться в отсутствии людей вблизи трактора. Кабина оборудована одноместным сиденьем, поэтому при движении в тракторе должен находиться один водитель. Перед остановкой трактора нужно, как и при трогании с места, предупредить сигналом работающих на агрегатируемой с трактором машине. После остановки трактора нельзя уходить от него, не заглушив дизель. Подъезжать к агрегатируемой машине для ее сцепки нужно задним ходом на малой скорости и без рывков; между трактором и машиной не должно быть людей. Сцепку выполнять можно только при остановленном тракторе. Запрещается находиться под навесной машиной (или на ней), поднятой в транспортное положение. При переездах с машиной, поднятой в транспортное положение, надо блокировать механизм задней навески механическим фиксатором; при длительной стоянке навешенную машину следует опустить на землю. Категорически запрещается пользоваться механизмом задней навески, когда на трактор установлено буксирное устройство. Перед подъемом и опусканием навесной машины, а также при поворотах надо убедиться, что нет людей или каких-нибудь препятствий в зоне досягаемости агрегата. Запрещается поворачивать трактор, когда рабочие органы машины заглублены в почву. Поднимать и опускать машину нужно после того, как закончен поворот и трактор движется прямолинейно. При работе с тяжелыми машинами, навешенными сзади, спереди надо устанавливать балластные грузы. Карданные валы, передающие вращение от валов отбора мощности трактора к рабочим органам агрегатируемых машин, должны быть ограждены защитными кожухами. Перед осмотром агрегата, механизмы которого работают от вала отбора мощности, привод ВОМ надо отключить. Обслуживать аккумуляторные батареи нужно со всей осторожностью, учитывая, что электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги. Доливать воду в радиатор неохлажденного дизеля разрешается только в рукавицах. Снимать крышку радиатора надо осторожно, давая выход пару; при этом следует находиться в стороне от него и на некотором расстоянии. Для работы в ночное время трактор должен иметь исправное электроосвещение и сигнализацию. Переезжать канавы, бугры и другие препятствия нужно под прямым углом на малой скорости. При форсировании водных преград уровень воды не должен быть выше балки переднего моста. На тракторе МТЗ-82 при движении на скользких дорогах и крутых спусках следует принудительно включать передний мост для повышения эффективности торможения и предотвращения заносов. В горной и холмистой местности допускается работа трактора на участках с крутизной не более 8...9°. На транспортных работах и при работе в условиях пересеченной местности нужно выполнять следующие основные правила: 1) строго соблюдать Правила дорожного движения, устанавливающие порядок дорожного движения транспортных средств на территории СССР; 2) эксплуатировать трактор нужно при наибольшей ширине колеи (1800 мм), поддерживать давление в шинах необходимо в соответствии с заводскими рекомендациями; 3) тракторные прицепы должны иметь тормозную систему, обеспечивающую автоматическое включение тормозов при отрыве прицепа от трактора, удержание прицепа на уклоне не менее 16%, страховочные цепи или трос для соединения с трактором; 4) перевозить людей на прицепах запрещается; 5) скорость трактора на поворотах не должна превышать 5 км/ч, а при скользких дорогах — 2...3 км/ч; 6) при крутом спуске скорость не должна быть выше 2...3 км/ч. Не доезжая до крутого спуска или подъема, водитель должен включить первую или вторую передачу (на тракторе МТЗ-82 — принудительно передний мост), переключать передачи на крутых подъемах или спусках запрещается; 7) на скользких дорогах пользоваться тормозами надо осторожно, чтобы избежать заноса и опрокидывания трактора. При необходимости резкого торможения тормозить не выключая сцепления (при этом частоту вращения коленчатого вала надо уменьшить так, чтобы дизель не заглох), использовать дизель в таких условиях эффективно при движении по обледенелым, заснеженным, размокшим дорогам, где торможение при помощи одних тормозов может привести к аварии; 8) при работе тракторов транспортной колонной интервал между тракторами должен быть 30...40 м; 9) на горной и холмистой местности категорически запрещается работать с прицепами, не оборудованными тормозами с приводом от трактора; 10) нельзя резко включать сцепление, так как это может привести к опрокидыванию трактора и несчастным случаям; 11) при отрыве передних колес трактора от почвы водителю нужно немедленно выключить сцепление, чтобы предотвратить аварию; 12) на скользких дорогах не допускается работа с включенной автоматической блокировкой дифференциала заднего моста при скорости, превышающей 10 км/ч. К общим правилам противопожарной безопасности относится следующее: 1) трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем (лопатой и огнетушителем); 2) запрещается эксплуатация трактора в пожароопасных местах при снятом щитке коллектора и других защитных устройствах с нагретых частей двигателя; 3) при длительной стоянке должна быть включена масса; 4) при промывке деталей керосином или бензином нужно принять меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидкости; 5) нужно предотвращать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах электрооборудования, особенно в местах, где возможно попадание на них масла или топлива; 6) нельзя находиться около трактора во время грозы. В случае появления очага пламени его нужно засыпать песком, землей, прикрыть войлоком или брезентом, использовать огнетушитель. Кроме перечисленных правил, трактористы обязаны строго выполнять специфические правила безопасности, составленные для работы на каждой машине, агрегатируемой с трактором.
|