Телескопические погрузчики благодаря большей производительности и эффективности выполняемых работ активно вытесняют с рынка фронтальные. Так, с их помощью можно гораздо быстрее загрузить грузовик или сформировать большей высоты бурт. Причем при правильной эксплуатации и профессиональном сервисе телескопический погрузчик способен окупить себя за 2–3 года. В ногу со временем В последнее время рынок телескопических погрузчиков в России растет и успешно развивается. Переход на новые технологии, а также увеличение капиталоемкости сельскохозяйственного бизнеса заставляет современных фермеров искать более эффективные машины и оборудование. В этом ракурсе телескопический погрузчик действительно незаменим, считает Егор Хардиков, менеджер по СНГ компании Merlo. Помимо вариантов типичного применения, по его словам, он также может использоваться для «неожиданных» решений. Например, для замещения трактора на отдельных операциях, предполагающих использование ВОМа, и даже заменять последний при почвообработке, правда, с меньшей эффективностью. Как отмечает Егор Хардиков, на российском рынке можно найти машины практически всех ведущих производителей телескопических погрузчиков, это порядка десяти брендов, но реально только 3–5 из них могут заявить о своем стабильном присутствии. Это прежде всего Merlo, JCB, Manitiou, Dieci, Claas (последний не является оригинальным производителем, а предлагает продукцию Kramer-Allrad под своим брендом). Судя по всему, серьезно на покорение отечественного рынка настроена компания CNH, которая буквально недавно представила новую серию телескопических погрузчиков LM. В отличие от старых моделей и машин других производителей, новинка имеет удлиненную колесную базу, что, по словам разработчиков, обеспечивает большую стабильность и более мягкий ход. Новые модели также получили усиленную стрелу, более прочную силовую передачу с трансмиссией Power Shift мощностью 40 л. с. А у новой модели LM 5000 на 33% по сравнению с предыдущими моделями увеличен индекс грузоподъемности, что позволяет использовать машину меньшего размера для выполнения более сложных задач.
В России производителей телескопических погрузчиков на сегодняшний день нет. Но это вовсе не значит, что отечественные сельхозмашиностроители обошли вниманием этот набирающий всю большую популярность продукт. Так, концерн «Тракторные заводы» в настоящее время проводит на одной из своих производственных площадок заводские испытания прототипа собственной разработки – телескопического погрузчика ПТС 4012-201 с трехсекционной телескопической стрелой, расположенной вдоль продольной оси. Погрузчик имеет грузоподъемность 4 тонны и высоту подъема груза до 13 м. Управление технологическим оборудованием осуществляется посредством многофункционального джойстика, приводом движения – с помощью педали, все функции машины автоматизированы универсальными программируемыми контроллерами, предусмотрена возможность установки навигационной системы мониторинга с использованием системы ГЛОНАСС. В Беларуси же, по словам Егора Хардикова, скромное производство телескопических погрузчиков налажено местным производителем – компанией «Амкадор», однако данных о спросе на их продукцию, к сожалению, нет. Цели и средства
Телескопический погрузчик – это, несомненно, новый продукт для рынка сельхозтехники Восточной Европы и стран СНГ в частности. Применительно к сельскому хозяйству можно однозначно утверждать, что телескопический погрузчик находится на стадии своего «открытия» со стороны потенциальных пользователей. Спрос на телескопические погрузчики растет по экспоненциальной кривой.
Покупателей прежде всего привлекает их универсальность. Они используются для погрузочно-разгрузочных работ, уборки
и чистки стойл, снега, при заготовке сена и кормлении животных, а также при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения, перечисляет Егор Хардиков.
Кроме того, согласно его наблюдениям, сегодня телескопический погрузчик все чаще применятся на работах, которые традиционно выполнялись трактором с фронтальным погрузчиком. Они способны работать в ограниченном пространстве и поднимать грузы на высоту, недоступную для фронтальных погрузчиков, как правило, это свыше четырех метров.
– «Телескоп» значительно превосходит по производительности фронтальный навесной погрузчик, – замечает Семен Костин, бизнес-менеджер по продажам с/х машин в России и СНГ компании JCB. – Например, если фронтальный погрузчик, установленный на тракторе МТЗ, перегружает за смену до 300 т, то телескопический запросто справляется с перегрузкой 800 т, причем он работает с более широким ассортиментом грузов. Это и сыпучие материалы, и грубые корма, как в тюках, так и рулонах, а также биг-беги с семенами или удобрениями. В случае когда телескопический погрузчик работает на одном месте,
к примеру, на погрузке зерна, его производительность достигает 1200 т в смену. Кроме того, телескопический погрузчик часто выполняет функции автокрана, участвуя
в строительных работах в хозяйстве.
– На племзаводе «Барыбино» Домодедовского района Московской области при погрузке и укладке тюков массой 320 кг телескопический погрузчик Scorpion 7040 фирмы Claas показал производительность 21,6 т/ч, – приводит пример Вадим Особов, д. т. н., консультант компании Claas. – При подборе тюков на расстоянии от 22 до 72 м и погрузке их на автомобиль КамАЗ производительность была 17 т/ч, погрузчик загружал три тюка сразу.
Рабочая лошадка
На территории хозяйства, по словам Семена Костина, телескопический погрузчик может использоваться и в качестве транспортного средства. Для этого он оборудуется прицепным устройством, гидроприводом тормозов прицепа, электрической розеткой, а также гидравлическим выходом на опрокидывание кузова. Высокая транспортная скорость – до 40 км – позволяет задействовать «телескопы» в небольшие промежутки времени в нескольких хозяйствах.
– Наличие трехточечного навесного устройства, рабочей гидравлики и вала отбора мощности могут стать приоритетными, например, при работе с пресс-подборщиком, ворошилкой, сеялкой, кормораздатчиком и даже оборотным плугом, – уточняет Егор Хардиков. – Если это погрузочно-разгрузочные работы на открытой площадке, то необходимо принять во внимание грузоподъемность на различных высотах, т.е. изучить рабочую диаграмму погрузчика. Для работы внутри помещений – птицефабрики, животноводческой фермы, хранилища – важными критериями являются размеры, маневренность, радиус разворота.
При выборе «телескопов» для нужд животноводства Вадим Особов также советует обращать внимание на климат в кабине.
Поэтому выбирать погрузчик необходимо на основании точного представления, где и для каких работ он будет применяться, подводит итог Егор Хардиков. Следующим шагом на пути к правильному выбору машины является оценка спектра предоставляемого навесного оборудования, так как эффективность погрузчика будет напрямую зависеть от его многофункциональности, что обеспечивается возможностью смены орудий. Этот перечень варьирует от производителя к производителю.
Как отмечает Вадим Особов, телескопический погрузчик может иметь около двадцати сменных приспособлений для различных грузов: ковши для силоса, зерна, грунта, а также вилы, грейферы для тюков и проч.
– В животноводстве, например, часто используется силосно-отрезной захват, – сообщает Семен Костин. – Он представляет собой ковш с ножом, который не просто вырывает массу из силосной ямы, а отрезает ее, что предотвращает чрезмерное окисление массы и, как следствие, порчу корма. В хозяйствах, чья основная специализация растениеводство, в последнее время популярен зерновой отвал, который позволяет на 25% увеличить эффективность использования складских площадей.
Телескопическая иерархия
В сельском хозяйстве применение в основном нашли телескопические погрузчики с высотой подъема 6-10 м и грузоподъемностью 2,5–4 т. Машины с высотой подъема свыше 10 метров чаще используются в строительной отрасли.
– На сегодняшний день машины можно разделить на три основные группы, которые пользуются наибольшим спросом у отечественных сельхозпроизводителей, – комментирует Семен Костин. – Главный критерий деления на группы – высота подъема стрелы. Так, машины с вылетом стрелы до 6 м используются для нужд небольших предприятий, птицефабрик, овощеводческих хозяйств.
По наблюдениям экспертов, сегодня больше всего востребованы модели с вылетом стрелы 7 м. Как отмечает Александр Макаров специалист по маркетингу компании CNH, этой дальности достаточно для выполнения большинства работ на территории предприятия.
– Последняя группа, куда входят погрузчики с максимальной высотой подъема 9–10 м, применяются, как правило, для складирования рулонов и тюков на большую высоту, чтобы предотвратить их намокание, а также выполнения монтажных работ, – перечисляет Семен Костин.
Кроме того, такие машины приобретают сельхозпроизводители, предпочитающие делать покупки с «запасом», дополняет Алексей Алексеев, коммерческий директор компании «Агротрейдсервис». При этом грузоподъемность, по его словам, может быть самой различной. Так в линейке погрузчиков компании «Фарезин» с вылетом стрелы 7 м грузоподъемность может быть 3,0, 3,3, 3,5, 3,8, 4,2, 4,5 т. Машина со стрелой 9–10 м предлагается с грузоподъемностью 3,0 и 3,5 т. Таким образом, каждый покупатель может выбрать свой «размер».
Маленькие помощники
В отдельную группу можно выделить телескопические погрузчики, предназначенные непосредственно для работы на животноводческих фермах и птицефабриках. Они отличаются от своих старших «товарищей» прежде всего малыми габаритами (приблизительно 2х2 м). Высота подъема таких машин, как правило, не превышает 6 м, грузоподъемность составляет чуть менее 3 т.
Например, итальянская компания «Фарезин» выпускает погрузчик с вылетом стрелы 6 м и грузоподъемностью 2,5 т, при этом его ширина составляет 1,8 м, а высота – менее 2 м! Как отмечает Алексей Алексеев, на сегодняшний день это самый маленький погрузчик в своем классе, который предпочитают управляющие птицефабрик.
Однако не только габариты важны для успешного выполнения работ «телескопами» на ферме. Так, по словам Семена Костина, машина должна обладать повышенной проходимостью, которую обеспечивают большие колеса и постоянный полный привод, а также малым радиусом разворота – на уровне 3–4 м. Кроме того, в случае высокой степени запыленности и загрязненности воздуха в помещениях такие погрузчики должны снабжаться эффективной системой охлаждения и системой реверса вентилятора, благодаря чему можно гораздо реже проводить очистку и промывку радиатора.
– Машины JCB в базе также комплектуются пакетом радиаторов с широкой ячейкой для предотвращения их забивания, – замечает Семен Костин. – А для комфортной работы в холодное время года и быстрого удаления конденсата на стеклах и зеркалах кабина погрузчиков оборудована системой отопления и кондиционирования воздуха.
Недавно компания JCB также вывела на рынок модификацию, предназначенную исключительно для работы на птицефабриках. Машина характеризуется небольшими габаритами: 2 м в высоту и 2 м в ширину, ее грузоподъемность составляет 2,7 т при вылете стрелы 5,8 м. Помимо уже упомянутых опций в стандартную комплектацию входят вилы длиной 2 м на каретке с боковым смещением. Вилы могут отклоняться как влево, так и вправо на 30 см, тем самым облегчая работу оператора при загрузке контейнеров с птицей для перевозки. Кроме того, погрузчик имеет фары синего цвета, который не раздражает птицу. Еще одна приятная функция – подогрев зеркал заднего вида для предотвращения образования конденсата.
Важные особенности
Сегодня, по наблюдениям Алексея Алексеева, покупатель не просто выбирает «телескоп», а определенный бренд, ведь правильно подобранный телескопический погрузчик способен окупить себя за 2–3 года, а работать в хозяйстве или на стройке может в течение десятка лет. Разумеется, при правильной эксплуатации и профессиональном сервисе.
Практически все представленные на рынке телескопические погрузчики ведущих производителей сопоставимы по техническим параметрам. Однако каждому из них присущи свои характерные особенности.
Например, машины Мerlo при сопоставимых с конкурентами рабочих характеристиках (грузоподъемность и высота подъема), по словам Егора Хардикова, являются самыми легкими, причем в каждом из классов, что в итоге гарантирует меньшее потребление топлива при выполнении одинаковых операций. А отдельные модели и вовсе не имеют аналогов на рынке (с подвеской кузова, пневматической подвеской кабины).
Компания JCB позиционирует свои погрузчики как самые адаптированные для нужд сельского хозяйства. Кроме того, Семен Костин утверждает, что машины от JCB имеют самую мощную гидравлику и, соответственно, способны быстрее выполнять работы.
Преимущество «телескопов» Manitou заключается в том, что эта компания первой вывела такие погрузчики на российский рынок и тем самым заслужила доверие сельхозпроизводителей.
Немало в направлении модернизации за последние несколько лет сделали разработчики «телескопов» фирмы «Фарезин», сообщает Алексей Алексеев.
– Прежде всего это упрощенное управление стрелой, многие специалисты также отмечают невысокий шум работы двигателя, вентиляторов и гидроусилителя руля, – комментирует эксперт. При этом сохраняется плавность хода даже при высоких скоростях челночного движения. Кроме того, теперь на погрузчиках устанавливается новая кабина Blue Sky, которая является самой просторной и удобной в своём классе- 1,4м х 1,0м с практически 100% -ным обзором на все 360°.
Все свое
Одно из главных условий успешной работы телескопического погрузчика – максимальная простота обслуживания. Каждый производитель решает эту задачу по-своему.
– Не секрет, что в России особые условия: неблагоприятная погода, большая продолжительность рабочих смен, необходимость быстрого ремонта в случае поломок, долгий срок службы, – комментирует Александр Макаров. – Все это постарались учесть разработчики из New Holland в новой серии телескопических погрузчиков LM5000. Во-первых, специалисты спроектировали удобный доступ в моторный отсек для проведения обслуживания двигателя и гидравлической системы. За счет такой конструкции упрощается проведение обслуживания и экономится время. А это важнейшие показатели для снижения времени простоя и затрат. Во-вторых, модель LM 5060 оснащена недавно разработанной закрытой системой охлаждения, которая предназначена для оптимального охлаждения в самых тяжелых условиях и не требует долива охлаждающей жидкости в интервалах между обслуживаниями. И, наконец, установка всасывающего фильтра гидравлической системы препятствует попаданию загрязнений, продлевая срок службы и улучшая общую эффективность.
– У Merlo налажено собственное производство основных компонентов – трансмиссии, мостов, кабины, кузова, стрелы, навесного оборудования, – рассказывает Егор Хардиков.
– В итоге это позволяет получить модели машин, которые максимально просты в техобслуживании. Те же производители, которые закупают элементы на стороне или продвигают чужую продукцию под своим брендом, вынуждены приспосабливаться к техническим решениям поставщиков и не имеют гибкости в оптимизации конструкторских решений машин.
Собственное производство основных узлов характерно и для компании JCB. Чтобы обеспечить еще большую надежность рамы, на заводе JCB ее изготавливают из листового метала большой толщины. Стрела имеет сухую смазку для предотвращения налипания пыли и грязи, которые являются причиной образования абразивного покрытия, что в дальнейшем приводит к преждевременному износу секций стрелы и уменьшает интервал техобслуживания.
Компания «Фарезин» во всей линейке своих погрузчиков, по словам Алексея Алексеева, использует один и тот же тип двигателя – Deutz 102 л. с./75 кВт – четырехцилиндровый турбодизель, который зарекомендовал себя с положительной стороны в сложных российских условиях качества дизтоплива. Во многих случаях одним хозяйством покупается несколько машин для разных нужд, но при этом двигатель остается одной марки и модели, что гораздо упрощает дальнейшее обслуживание всего парка.
– Ни дилеру, ни владельцу нет нужды держать на складе огромный ассортимент запасных частей и расходных материалов, – поясняет Алексей Алексеев. – А разная производительность машин и их грузоподъемность достигаются за счет использования разных по производительности гидромоторов и насосов. Кроме того, теперь на погрузчиках устанавливается новая кабина Blue Sky, которая обеспечивает более легкий доступ к двигателю, электрической системе, гидроусилителю руля и тормозам.
Агрофирма «Емельяновка»
(Московская обл.)
Абдула Абдулаев,
генеральный директор:
– В хозяйстве давно назрела необходимость в приобретении универсальной машины, способной выполнять в том числе и работы на больших высотах. Поэтому в июне 2012 года мы приобрели телескопический погрузчик Manitou 732 с двигателем мощностью 120 л. с. Мы изначально решили, что высоты подъема, равной 7 м, нам будет вполне достаточно для выполнения работ в хозяйстве. В итоге покупкой остались довольны.
Эта машина на сегодняшний день работает у нас как манипулятор, кран, фронтальный погрузчик, экскаватор и к тому же полностью справляется с комплексом работ на молочной ферме, рассчитанной на 1000 голов КРС. Погрузчик отлично чистит как помещения, так и загоны для скота, осуществляет выборку корма из силосных ям. Кроме того, дальность вылета стрелы, составляющая 7 м, позволяет нам проводить на ферме в том числе и ремонтные работы, например починку крыши, да и лампочку поменять с его помощью можно без проблем. Кран ведь в помещение не загонишь – он высокий, а погрузчик Manitou 732 спокойно заезжает и поднимает человека для выполнения необходимых работ. Мы также используем его и в других труднодоступных местах, к примеру, в зернохранилище, где на высоте около 6,5 м требуется прочистка различных каналов, клапанов, труб. Кроме того, в комплекте навесного оборудования погрузчика есть палетные вилы, что позволяет осуществлять складские операции. Сложно в это поверить, но одной этой машины нам вполне хватает для выполнения работ на территории всего хозяйства.
Признаюсь честно, с обслуживанием предыдущего погрузчика другой марки, который мы купили 6 лет назад, возникали трудности, связанные с несвоевременной поставкой запасных частей. С Manitou таких проблем не возникает, более того, через каждые 200 моточасов из компании «Кузница», где я его приобретал, приезжают специалисты и проводят полную проверку работоспособности рабочих узлов и замену расходных материалов (масло, фильтры и т.д.).
Племзавод «За мир и труд!» (Краснодарский край)
Геннадий Карпенко, оператор:
– На погрузчике JCB 531-70 я работаю уже 3 года. Его максимальная грузоподъемность – около 3 т, вылет стрелы составляет 7 м. Погрузчик удобен абсолютно во всем. До JCB у нас был погрузчик Bobcat, конечно, разница между ними огромная. JCB более юркий, удобный в управлении да и грузоподъемность у него выше. К тому же у JCB больше скоростей, поэтому время выполнения операций у нас сократилось.
На сегодняшний день мы используем погрузчик для кормления животных. У нас
в хозяйстве 5000 голов, одного погрузчика хватает, чтобы обслужить все поголовье. Работает он у нас практически круглые сутки: с 4.30 утра до 22 часов вечера. Раз 10–15
в день меняем оборудование: например, утром работаем с ковшом, потом «надеваем» захватывающие вилы, затем снова ковш и т.д. Этот график повторяется изо дня в день, то есть у техники нет ни выходных, ни праздников. При такой нагрузке за все время использования у погрузчика не было ни одной серьезной поломки. Безусловно, были небольшие проблемы, но только по части расходников. Например, муфта закапала – но это легко исправить. Сразу обращаемся в сервисную службу, сообщаем, что есть неполадки, и все быстро приводится в порядок за короткий срок.
А с двигателем или гидравликой проблем еще ни разу не возникало.
Приспособиться к работе на JCB после Bobcat мне было очень просто. Тут управление легче – автоматика, скорость переключается с помощью джойстика, на предыдущей машине приходилось все делать вручную. Можно сказать, что все управление JCB осуществляется одной рукой с помощью джойстика. В хозяйстве у нас уже три погрузчика JCB,
с их помощью мы обслуживаем все хозяйство. И надо сказать, что, несмотря на такой большой рабочий день, усталости не чувствуется, как было после работы на Bobcat.http://agro-profi.ru
|