Как и в предыдущие годы, в 2011 г. в России продолжались закупки сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) ведущих мировых производителей из стран дальнего зарубежья. Так, в январе–декабре на внутреннем рынке России по импорту было закуплено 13 098 ед. тракторов зарубежных фирм на общую сумму $217 145 669. Закупки осуществлялись в основном спонтанно, без должного анализа существующего рынка тракторной техники, показателей технической оценки ее узлов, агрегатов и систем, результатов испытаний на МИС образцов зарубежных тракторов и производственных проверок в хозяйствах. При этом объемы продаж закупаемых моделей зарубежных тракторов варьировались в весьма широких пределах (от 1 до 206 ед.).
В табл. 1 показана так называемая презентабельная выборка типоразмеров наиболее популярных в России зарубежных тракторов, имеющих наибольшие объемы продаж.
Повышенным спросом в России пользовались стандартные классические колесные тракторы с двумя ведущими мостами (95% от общего количества тракторов на рынке), далее идут тракторы с шарнирно-сочлененной рамой (3%), затем гусеничные модели (2%), при этом большой спрос имели классические колесные тракторы китайских и южнокорейских фирм, продажи которых по сравнению с предыдущими годами выросли в разы и составили от 14 до 109 ед.
Таким образом, в подавляющем большинстве приобретались колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью от 20 до 340 л.с., причем в основном закупались колесные тракторы средней и высокой мощности, соответственно от 80 до 200 и от 290 до 340 л.с., тогда как колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой закупали мощностью от 375 до 535 л.с., а гусеничные – от 324 до 577 л.с.
Таблица 1. Популярные в России типоразмеры зарубежных тракторов из дальнего зарубежья – лидеры продажФирма-производитель | Страна | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. | Общая стоимость, $ |
---|
Классическая полноприводная компоновочная схема с двумя ведущими мостами 4К4а |
Сase IH | CША | 315 Маgnum 210 Puma МХ МХ 335 МХ 310 | 315 214 335 309 | 20 19 18 18 | 2 866 993 1 539 377 2 175 468 2 066 831 |
Challenger | CША | МТ 665 МТ 685С МТ 585 | 290 340 200 | 54 32 19 | 6 510 359 4 052 531 1 368 100 |
Daedong | Ю. Корея | СК 22 | 22 | 16 | 124 021 |
Foton | Китай | ТЕ 204 ТЕ 254 TG 1254 ТВ 404 | 20 45 125 40 | 119 109 73 14 | 523 699 576 631 1 373 000 103 590 |
John Deere | США | 7830 6130 6930 7930 | 200 80 150 215 | 206 126 94 57 | 17 311 087 4 062 797 5 634 296 5 087 477 |
Kioti | Ю. Корея | СК-35 DK 551 EX 40 | 35 54 26 | 61 34 26 | 644 797 559 231 391 507 |
New Holland | CША | Т7060 Т8040 Т8390 | 214 308 340 | 38 13 10 | 3 434 973 1 496 762 1 580 000 |
Same | Италия | Frutteto Classic 3.70 | 70 | 12 | 414 863 |
TYM | США | Т223 | 20 | 64 | 545 273 |
Valtra | Финляндия | Т191Н | 185 | 31 | 2 469 138 |
Нетрадиционная компоновка с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера 4К4б’ |
Case IH | США | STX 435 | 435 | 15 | 2 434 044 |
John Deere | США | 9430 | 425 | 11 | 1 940 277 |
New Holland | США | Т9040 | 440 | 12 | 1 577 590 |
Гусеничные тракторы |
Challenger | США | МТ865С | 517 | 13 | 3 000 993 |
John Deere | США | 9530Т | 475 | 10 | 2 146 518 |
Количество закупаемых тракторов с интегральной компоновкой было ограниченным и поэтому не учитывалось.
По большим объемам продаж (в данном случае, например, свыше 30 ед.) в числе лидеров оказались тракторы фирм John Deere, далее последовательно идут тракторы фирм Foton, TYM, Kioti, Challenger, New Holland и Valtra (тракторы 4К4а), Case IH (тракторы 4К4б’) и Challenger (гусеничные тракторы).
Доли продаж тракторов 4К4а (в диапазоне продаж от 31 до 206 ед.) среди фирм с наибольшими объемами закупок в России показаны на диаграмме 3.
Таким образом, больше всего в России в 2011 г. приобретались полноприводные колесные тракторы фирмы John Deere. В числе лидеров продаж оказались также и китайские колесные тракторы фирмы Foton, которые при их небольшой мощности имели достаточно высокие показатели технического уровня и вместе с тем в сравнении с таким грандом, как John Deere, являлись более дешевыми, что и привлекало покупателей китайских и южнокорейских тракторов в России. Объемы продаж колесных тракторов других фирм оказались по сравнению с лидерами на порядок ниже, что свидетельствует об их меньшей популярности в России.
Таблица 2. Рейтинг популярности в России наиболее востребованных типоразмеров зарубежных тракторовМесто | Фирма-изготовитель | Модель трактора | Мощность, л.с. | Объем продаж, ед. |
---|
Классическая компоновочная схема 4К4а |
I | John Deere | 7830 | 200 | 206 |
II | John Deere | 6130 | 80 | 126 |
III | Foton | ТЕ204 | 20 | 119 |
IV | Foton | ТЕ254 | 25 | 109 |
V | John Deere | 6930 | 150 | 94 |
VI | Foton | ТG1254 | 125 | 73 |
VII | TYM | Т423 | 20 | 64 |
VII | Kioti | СК-35 | 35 | 61 |
IХ | Challenger | МТ665 | 290 | 54 |
Х | John Deere | 7930 | 215 | 47 |
ХI | New Holland | Т7060 | 214 | 38 |
ХII | Kioti | DK551 | 54 | 34 |
ХIII | Challenger | МТ685 | 340 | 32 |
ХIV | Valtra | Т191Н | 185 | 31 |
Нетрадиционная компоновка 4К4б’ |
I | Сase IH | STX435 | 435 | 15 |
Гусеничный трактор |
I | Challenger | МТ865С | 517 | 13 |
Мощные колесные тракторы нетрадиционной компоновки с шарнирно-сочлененной рамой и гусеничные тракторы в связи с их ограниченным применением, преимущественно только на энергоемких работах общего назначения (пахота, сплошная культивация и др.), закупались хозяйствами в ограниченных количествах (до 13–15 ед.), лидерами закупок были соответственно фирмы Case IH и Challenger.
В основном отечественными сельскими товаропроизводителями у зарубежных фирм приобретались тракторы, отсутствующие в производстве на тракторных заводах в России или выпускаемые ими в малых количествах.
При закупке зарубежных тракторов средней и высокой мощности покупателям из России следует прежде всего учитывать комплекс основных технико-экономических показателей их узлов, агрегатов и систем, оказывающих существенное влияние на эксплуатационные качества, – это высокий крутящий момент, минимальный выпуск отработавших газов, электронный впрыск топлива, большой интервал ТО, переключение передач в трансмиссии под нагрузкой без разрыва мощности или бесступенчатое переключение передач, максимальная транспортная скорость не менее 40–50 км/ч, подрессоривание переднего ведущего моста, эффективное торможение не только задними, но и передними колесами, высокая грузоподъемность задней навесной системы, низкий уровень шума в кабине и т. п.
Следует обращать внимание и на такой важный показатель, как урожайность сельхозкультур в конкретном регионе России и возможность полного использования конкретной модели с высокой степенью загрузки в рядовой эксплуатации для обеспечения максимальной производительности при агрегатировании с соответствующим по тяговому классу закупаемого трактора комплексом машин-орудий, а также оптимальное сервисное обслуживание.
Как правило, доверием сельских товаропроизводителей пользовались зарубежные тракторы средней (около 200 л.с.) и высокой мощности (более 400 л.с.). Они приобретались главным образом крупными финансово устойчивыми сельхозпредприятиями, имеющими большой пакет финансовых активов и денежных средств для капиталовложений, тогда как в качестве покупателей тракторов меньшей мощности выступали не только они, но и преимущественно средние сельхозпредприятия, личные подсобные и индивидуальные хозяйства.
В связи с этим интерес представляют основные технические показатели тракторов, занявших лидирующие места в рейтинге наиболе покупаемых в России, непосредственно влияющие на их эксплуатационные качества (см. табл. 3).
Учитывая данные табл. 3, можно отметить, что именно благодаря своим высоким технико-экономическим показателям наибольшей популярностью в России пользовался полноприводный колесный трактор John Deere 7830, который еще и намного дешевле альтернативных моделей с шарнирно-сочлененной рамой Case IH STX 435 и гусеничного Challenger МТ 865С.
Надо также отметить, что в отличие от тракторов общего назначения (Case IH STX и Challenger) John Deere 7830, являющийся трактором универсального назначения, имеет лучшие потребительские качества за счет:- более широких возможностей в агрегатировании с сельхозмашинами и орудиями, которые могут навешиваться не только сзади трактора, но и в его передней части, составляя эшелонированные и комбинированные агрегаты;
- использования не только при работах общего назначения, но и на пропашке в междурядьях сельскохозяйственных культур.
Таблица 3. Структура технических показателей моделей и фирм зарубежных тракторов 4К4а, 4К4б’ и гусеничного, наиболее популярных в РоссииПоказатель | Закупленные модели |
---|
колесные | гусеничный |
---|
Модель | John Deere 7830 (4К4а) | Case IH STX 435 (4К4б’) | Challenger MT 865C |
---|
Объем продаж, ед. | 206 | 15 | 13 |
Двигатель |
Мощность, л.с. | 205 | 435 | 517 |
Турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха | Штатно |
Запас крутящего момента, % | 40 | 42 |
Впрыск топлива | Электронный под высоким давлением Сommon Rail | Электронный |
Уровень выбросов ОГ | Тier 3 | Tier 2 | Tier 3 |
Интервал замены масла, моточас | 500 | 250 |
Трансмиссия |
Коробка передач, тип | Диапазонная с автоматическим переключением без разрыва потока мощности; бесступенчатая (по заказу) | Диапазонная автоматическая с переключением без разрыва потока мощности | С автоматическим переключением без разрыва потока мощности |
Максимальная скорость вперед/назад, км/ч | 42 | 37 | 40 |
Реверс всех передач | Есть | Нет |
Число передач: вперед/ назад | 20/ 20 | 16/ 2 | 16/ 4 |
Ходоуменьшитель | Штатно | Нет |
Оптимальный набор передач вперед | Штатно |
Частота вращения заднего/переднего ВОМ, об/мин | 540; 1000/ 1000 | 1000/ Нет | 1000 (по заказу) |
Включение заднего ВОМ, тип | Электрогидравлическое | Под нагрузкой |
Ходовая система |
Подрессоривание переднего моста | Штатно | Нет | Подрессоривание ходовой части |
Блокировка дифференциалов заднего/переднего мостов, тип | Электрогидравлическая |
Размерность штатных шин колес: передних/ задних | 600/70R30 650/85R38 | 20,8 R42 20,8 R42 | Гусеницы резиноармированные (3 варианта ширины) |
Возможность установки сдвоенных шин колес | По заказу | – |
Гидронавесная система |
Грузоподъемность задней/ передней, кг | 7483 (9177 по заказу)/ 5200 | 8900/ Нет | 14 000/ Нет |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | 21 | 20 |
Колесные тормоза |
Тип задних/ передних колес | «Мокрые» дисковые гидроуправляемые |
Кабина |
Уровень шума, дБ(А) | 71,5 | 75 | 72 |
Подрессоривание | По заказу | Нет |
Сиденье | С пневмоподвеской | Поворотное вправо с пневмоподвеской | С пневмоподвеской |
Обзор | Панорамный |
Кондиционер | Штатно |
Прочие данные |
Эксплуатационная масса, кг | 7850 | 15 889 | 23 500 |
База, мм | 2860 | 3910 | 2950 |
Дорожный просвет, мм | н. д. | н. д. | 360 |
Радиус поворота без подтормаживания, м | н. д. | 5,1 | – |
Рабочее оборудование |
Пневмопривод тормозов прицепа | По заказу | Штатно |
Маятниковое прицепное устройство | По заказу | Штатно |
Средства интеллектуального автоматического контроля и управления |
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы | Штатно |
Автоматическое регулирование двигателя и трансмиссии | Штатно | Нет | Штатно |
Система бортовой диагностики | Штатно | Нет |
Автоматика разворотной полосы | Штатно |
Система автоматического вождения | По заказу |
Система обмена данными трактора и навесного устройства | По заказу | Штатно |
Система сбора и документирования данных | По заказу | Нет |
|
Источник http://www.os1.ru/article/agricultural_machinery/2013_04_A_2013_04_11-14_28_40/